"Жизнь после Пушкина..." Официальный сайт автора книги . Анонсы будущих книг
Официальный сайт Татьяны Рожновой —
автора книги "Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки"
Главная страница
Предисловие ко второму изданию
Об авторах
Краткое содержание книги
Рецензии и отзывы
Оформить заявку на книгу
Анонсы будущих книг
Заказы на выступления
 
m
 
 
 

 
 
 
  История рода Гончаровых
Документально-художественное повествование
Афанасий Абрамович  Гончаров, основатель полотнянозаводской мануфактуры Неизв. худ., 2-я половина XVIII века Холст, масло
Афанасий Абрамович Гончаров, основатель Полотняного Завода,
прапрадед Натальи Николаевны
Неизвестный художник
2-я половина XVIII в.
Холст, масло

Настоящая книга представляет собой документально-художественное исследование истории рода Гончаровых, рода, у истоков которого стоял крупнейший промышленник и фабрикант Афанасий Абрамович Гончаров — основатель полотняно-заводской мануфактуры в Калужской губернии начала XVIII века.

Герои повествования — его внуки и правнуки, в их числе и родители пушкинской избранницы Натальи Николаевны Гончаровой, её братья, сёстры, их потомки вплоть до наших дней — все, кто оставил свой более или менее заметный след в истории Отечества.

Среди них были видные военачальники, фрейлины императорского двора и камергеры, выдающиеся учёные и изобретатели, художники с мировым именем и артисты-любители, общественные деятели высокого ранга и предприниматели — продолжатели дела своего знаменитого пращура.

На фоне исторического периода протяжённостью в три столетия в книге прослеживаются судьбы потомков рода Гончаровых и их сродников во все эпохи Российской империи, в её мирные и ратные дни, вплоть до краха в 1917 году, и позднее, в годы лихолетья, когда лучшим представителям российского дворянства предстояло «ответствовать» за всё доброе и разумное, чему была посвящена их жизнь.

В книге широко представлены впервые публикуемые материалы из семейных архивов потомков Гончаровых, проживающих в России и за её пределами.

Обширный иконографический материал — иллюстрации, портреты героев повествования из семейных альбомов потомков будут также впервые представлены широкой публике.

Наверх


Афанасий Николаевич Гончаров,  дед Натальи Николаевны Неизв. худ., 1810, Вена
Николай Афанасьвич Гончаров, отец Натальи Николаевны Неизв. худ., 1810-е гг. Холст, масло
Афанасий Николаевич Гончаров,
дед Натальи Николаевны
Неизвестный художник, 1810, Вена
Холст, масло
Николай Афанасьевич Гончаров,
отец Натальи Николаевны
Неизвестный художник, 1810-е гг.
Холст, масло

Наверх

   
 
Аврора Карловна  Демидова, урождённая Шернваль Худ. В. И.  Гау, 1845  Акварель
Аврора Карловна Демидова,
урождённая баронесса Шернваль
Художник В. И. Гау, 1845
Акварель
Аврора Карамзина Худ. Эмилио Росси, 1846-1847
Аврора Карамзина
Художник Эмилио Росси, 1846-1847
Акварель

Долгая жизнь баронессы Авроры Карловны Шернваль
Повесть в документах

В ряду светских красавиц XIX века, входивших в пушкинское окружение, особое место занимает баронесса Аврора Шернваль.

Исследователями неоднократно предпринимались попытки изучить и прокомментировать природу взаимоотношений Авроры и светского окружения Пушкина. К числу тех, кто касался этой темы, в первую очередь относятся Л.Б. Модзалевский, Н.В. Измайлов, Н.О. Лернер и др. Наряду с ними уточнением отдельных страниц биографии Авроры Шернваль занимались и современные исследователи: Ингрид Кварнстрем, И.Л. Андроников, С.Л. Абрамович, И.С. Чистова, С.С. Шульц и др.

Данная работа является попыткой более подробного и пристального изучения жизни этой блистательной современницы А.С. Пушкина.

Украсив собою петербургские салоны, она надолго заполонила умы и сердца виднейших представителей дворянской России: от потомка крупнейшего промышленника, знаменитого горнозаводчика, действительного статского советника Акинфия Никитича Демидова — Павла Николаевича Демидова, до сына историографа Н.М. Карамзина — Андрея Николаевича, от Е.А. Баратынского и А.И. Тургенева, до П.А. Вяземского и В.А. Соллогуба.

Последний в своих «Воспоминаниях» на склоне лет вопрошал: «...Кто из старожилов может говорить без восторга о графине Воронцовой-Дашковой, графине Мусиной-Пушкиной, Авроре Карловне Демидовой, княжнах Трубецких, Барятинских, жене Пушкина? ...Нет сомнения, что и теперь в Петербурге есть много прелестных и красивых женщин, но между ними так много замешалось других, от которых как-то тянет меняльной лавочкой или лабазным товаром, что их присутствие как-то невольно отзывается на самых “чистокровных”...».

Научная работа Татьяны Рожновой по теме «Атрибуция неизвестного портрета Авроры Шернваль» получила высокую экспертную оценку крупнейших специалистов Русского музея и Эрмитажа. С докладом по этой теме в августе 1996 года она выступила на Всероссийской научной конференции в Пушкинском заповеднике «Михайловское».

Монография об Авроре была отдана на рецензирование в Пушкинский Дом. Рецензия была написана ведущим научным сотрудником Пушкинского Дома Р.В. Иезуитовой. В том же 1996 году сразу несколько журналов напечатали фрагменты этой монографии.

Более полно в 1997 году в № 9 журнала «Нева» была опубликована повесть в документах Татьяны Рожновой — «Северная Аврора». Номер этого журнала разошёлся мгновенно, став библиографической редкостью.

В настоящее время готовится к изданию книга об Авроре Шернваль.

Издание богато иллюстрировано портретами Авроры и светских лиц из пушкинского окружения.

Наверх


Павел Николаевич Демидов  (первый муж Авроры Шернваль) Неизв. худ., 1820-е гг.
Андрей Николаевич Карамзин  Литография Людвига  Вагнера, 2-я половина 1840-х гг.
Павел Николаевич Демидов
(первый муж Авроры Шернваль)
Неизвестный художник, 1820-е гг.

Андрей Николаевич Карамзин
(второй муж Авроры Шернваль)
Художник Людвиг Вагнер
2-я половина 1840-х гг.
Литография

Наверх

 
     
 

Рецензия на монографию об Авроре Шернваль

Аврора Карамзина  Худ. А.Периньон, 1853, Финляндия  Холст, масло
Аврора Карамзина
Художник Алексис-Жозеф Периньон, 1853
Холст, масло

Рецензируемая работа посвящена одной из замечательных женщин петербургского окружения Пушкина, игравшей заметную роль в жизни столичного высшего света, известной красавице Авроре Шернваль, чья во многом трагическая судьба вызывала горячее сочувствие у современников и интерес у позднейших исследователей жизни и творчества писателей и поэтов пушкинской поры. Основанная на изучении многочисленных документов (мемуарных источников, писем современников, поэтических произведений и т. п.), работа автора является на сегодняшний день, может быть, самым полным по материалу очерком жизни знаменитой красавицы, оставившей след не только в памяти близко знавших её современников, но и в творчестве видных поэтов русского «золотого века» — Е.Баратынского, М. Лермонтова, Е. Растопчиной и т. д.

Автор прослеживает историю жизни А. Шернваль, начиная со времени её ранней молодости, проведённой в Финляндии, а затем рассказывает о её замужествах в двух особых главах — «Аврора Демидова» и «Аврора Карамзина».

Большим достоинством рецензируемой работы является то, что история жизни этой поистине литературной героини вписывается в широкий контекст общественно-культурной и литературной жизни Петербурга 1830–1850-х годов. Автор не ограничивается сухими историческими справками, а стремится воссоздать привлекательный и яркий образ прекрасной Авроры, умело используя мемуарные свидетельства и художественные тексты. Разворачивая этот обширный и удивительно выразительный материал, автор не скупится на пояснения к текстам, справочные сведения о множестве лиц, так или иначе связанных с героиней рецензируемого очерка, что позволяет ему, не прибегая к слишком пространным авторским отступлениям от главной его темы, насытить повествование добротным историческим материалом.

Одно из центральных мест в работе автора занимает демидовская тема, которая очень полно и обстоятельно раскрывается в главе «Аврора Демидова». Судьба А. Шернваль сложилась таким образом, что именно ей выпала роль продолжательницы этого замечательного рода.

Не менее интересен материал, собранный исследовательницей в главе «Аврора Карамзина», связанный с историей семейства Н.М. Карамзина, игравшего поистине выдающуюся роль в культурной жизни Петербурга. Множество использованных в работе источников в своей совокупности дают полное и целостное представление о жизни литературного Петербурга, его столичных салонах и событиях культурной жизни.

Монографию Татьяны Рожновой удачно дополняют иллюстрации — портреты тех лиц, о которых идёт речь. В целом рецензируемая рукопись представляется ценным вкладом в историю взаимоотношений незаурядной и прекрасной современницы Пушкина с «русскими гениями».


Доктор филологических наук Р. В. Иезуитова,
ведущий научный сотрудник Института русской литературы
(Пушкинский Дом) Российской Академии наук,
1997

Наверх

Тригорские друзья Поэта — бароны Вревские и их потомки
(от Пушкина до наших дней)

Евпраксия Николаевна Вревская  Худ.  А.А. Арефов-Багаев, 1841  Холст, масло
Евпраксия Николаевна Вревская
Художник А. А. Арефов-Багаев, 1841
Холст, масло

Книга представляет собой документально-художественное исследование, в котором автор предлагает читателю целый ряд впервые публикуемых документальных материалов из семейных архивов, любезно предоставленных родственниками и потомками баронессы Евпраксии Николаевны Вревской, урождённой Вульф, — дальней родственницы и тригорской приятельницы А.С. Пушкина.

В основе повествования лежат дневниковые записи жены внука Евпраксии Вревской — Натальи Павловны Вревской, в девичестве княжны Ржевской (1877–1961).

* * *

Наталья Павловна была приёмной дочерью князя Павла Федоровича Ржевского. В первом браке она была замужем за Андреем Александровичем Рихтером. Венчание, как она сама вспоминала, состоялось «13 мая <1898 г.> в церкви Симеония на Моховой, наискось от квартиры Рихтеров — днём; черное платье (траур по недавно умершему отцу жениха. — Авт.) и алая роза на груди…».

В 1908 году Наталья Павловна снова вышла замуж. Её избранником стал внук Евпраксии Вревской — учёный-химик барон Михаил Степанович Вревский (1871–1929).

Н.П. Вревская — автор многотомного дневника о жизни рода князей Ржевских и баронов Вревских, который она вела в течение всей жизни, начиная с 1890-х годов. Возможность ознакомления с дневником и документальными материалами была впервые любезно предоставлена Татьяне Рожновой в 1996 году невесткой Н.П. Вревской — Софьей Алексеевной Вревской, урождённой Ржевской (1921–2000), и её детьми Ириной Борисовной и Александром Борисовичем Вревскими.


* * *

В. Руммель писал: «Вревские — русский баронский род. Первые бароны Вревские — побочные дети князя Александра Борисовича Куракина, получившие фамилию от Вревского погоста, Островского уезда, Псковской губернии. Борис, Степан и Мария Вревские получили баронский титул от австрийского императора Франца I, а их братья Александр, Павел и Ипполит получили в 1822 году от императора Александра I дозволение именоваться баронами, причём, им пожаловано российское потомственное дворянство».

Князь А.Б. Куракин — родоначальник баронов Вревских и Сердобиных. Старший из побочных сыновей князя Куракина был Борис Александрович Вревский (1805–1888), женившийся на Евпраксии Вульф, в прошлом — воспитанник Благородного пансиона при Петербургском университете, где с 1817 по 1822 год обучался вместе с младшим братом Пушкина — Лёвушкой.

Павел Александрович Вревский, родившийся в 1808 году, дослужился до звания генерал-адъютанта. Его женитьба (5 июля 1843 года) на Марии Сергеевне Ланской породнила его с вдовой Пушкина, 16 июля 1844 года вышедшей замуж за генерала Петра Петровича Ланского. 4 августа 1855 года Павел Вревский был убит в сражении на Чёрной речке (на Кавказе).

Ипполит Александрович Вревский (1814–1858) также избрал карьеру военного: был генерал-лейтенантом и начальником Владикавказского военного округа. Воспитанники его (а, по сути, его дети): Павел, Николай и Мария Терские, — получили в 1872 и 1876 годах разрешение именоваться баронами Вревскими.

Князь Александр Борисович Куракин  Худ. Бромптон Ричард, 1781  Холст, масло
Князь Александр Борисович Куракин
Художник Ричард Бромптон, 1781
Холст, масло
Надеждино Имение князя А.Б. Куракина в Пензенской губернии
Надеждино
Имение князя А. Б. Куракина
в Пензенской губернии
Отец Бориса, Павла и Ипполита Вревских — князь Александр Борисович Куракин (1752–1818), сын гофмейстера князя Бориса Александровича Куракина и Елены Степановны, урождённой Апраксиной (дочери фельдмаршала Апраксина), был соратником Павла I, действительным тайным советником I класса, канцлером российских орденов.

Рано осиротев, он был сдан на попечение своего дяди — Никиты Ивановича Панина, воспитателя великого князя Павла Петровича — будущего императора Павла I. Детская дружба с великим князем переросла во взрослую привязанность и преданность на всю жизнь. Вместе с другими русскими аристократами он учился у лучших профессоров в Киле и Лейдене.

После неудачи в личной жизни (неразделённой любви к графине Софии Ферзен), князь Куракин навсегда остался холостым. Этому способствовало и его вступление в масоны (налагавшее запрет на брак), и чин гроссмейстера провинциальной ложи шведского капитула.

Близость к Павлу I, блеск и роскошь придворной жизни, огромные траты на «открытый дом», балы, приёмы, парады на долгие годы закрепили за ним звание «бриллиантового князя». Куракин самолично управлял своими обширными поместьями, будучи хорошим, расчётливым хозяином.

После кончины Екатерины II в 1796 году на престол взошёл её сын Павел I и стал осыпать милостями своего друга князя Куракина. В числе прочих поместий он пожаловал ему волость Велье Псковской губернии, которая впоследствии принадлежала Павлу Александровичу Вревскому — внуку Евпраксии Николаевны.

Не обходила своим вниманием князя Куракина и супруга Павла I — императрица Мария Федоровна, которой Александр Борисович писал: «Мой дом с видом на долину реки Сердобы (в то время — Саратовской губернии. — Авт.), с лесами на горизонте, с далекими поселениями приятен. Он вполне благоустроен. И я мог бы его ещё украшать, если бы мог надеяться, что Вы когда-либо его посетите».

В 1798 году Павел I пожаловал князя Куракина вице-канцлером. Накануне убийства Павла I они вместе ужинали, а после кончины императора ему же было поручено разобрать бумаги погибшего.

В 1806–1808 годах Куракин был послом в Вене и Париже. 15 апреля 1812 года накануне войны в качестве русского посла он вёл переговоры с Наполеоном. Вскоре из-за болезни он отошёл от дел, уехав для лечения в Европу. Умер по дороге в Веймар. Его прах был перевезён в Россию и погребён в дворцовой церкви Павловска — личной загородной резиденции Павла I под Петербургом. На надгробной плите была высечена надпись от имени вдовствующей императрицы Марии Федоровны: «Другу супруга моего».

Дети князя Куракина (в общей сложности у него насчитывалось свыше 70 внебрачных детей) по другой ветви (сводные по матери и родные по отцу) также получили фамилию по географической принадлежности имения Куракина в Сердобском уезде Саратовской губернии — Сердобины и отчество — Николаевичи.

Светлейший князь Александр Борисович Куракин  Худ. В.Л. Боровиковский, XVIII век  Холст, масло
Светлейший князь Александр Борисович Куракин
Художник В. Л. Боровиковский, 1801
Холст, масло
Князь П.А. Вяземский, совершив поездку в имение Мещерское и Пензу в декабре 1827 — январе 1828 года, отметил в своих «Записных книжках»: «Сердобский уезд полон ещё молвою и преданиями о житье-бытье Куракина Александ<ра> Бор<исовича> в селе его Надеждине во время опалы».

Сохранилось много его изображений, но одним из лучших портретов светлейшего князя А.Б. Куракина считается работа художника В.Л. Боровиковского, на которой Куракин изображён рядом с бюстом императора на фоне Михайловского замка, где был убит император Павел I — его друг и благодетель.

Не только сам «бриллиантовый князь», но и его сыновья, внуки и правнуки оставили заметный след в истории нашего Отечества.

 
 

Наверх

 

 

   
Rambler's Top100 Вернуться на предыдущую страницу
©Татьяна Рожнова, Москва - Санкт-Петербург, 2013 г. Дизайн и разработка сайта - Елена Помелова