"Жизнь после Пушкина. " Официальный сайт автора книги . Об авторе
Официальный сайт Татьяны Рожновой —
автора книги "Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки"
Главная страница
Предисловие ко второму изданию
Об авторах
Краткое содержание книги
Рецензии и отзывы
Оформить заявку на книгу
Анонсы будущих книг
Заказы на выступления
 

Краткое содержание
   
 

Аннотация к книге

 
 

Книга представляет собой документально-художественное исследование, созданное на основе воспоминаний, писем, дневников и других документов эпохи, простирающейся от трагической дуэли Пушкина до наших дней. Материалы выстроены в строго хронологической последовательности и повествуют о жизни вдовы Поэта.

Несомненный интерес представляют впервые публикуемые в книге ранее неизвестные архивные материалы о судьбах потомков Натальи Николаевны от брака с Петром Петровичем Ланским, а также впервые публикуемые многочисленные портреты, фотографии и составленные автором родословные схемы.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

Наверх


   
 
 

Предисловие

«Имя Пушкина растёт», — написал когда-то русский критик и философ Николай Страхов. Действительно: не только стихи и проза, но любое слово Пушкина, самый образ его проникли во все поры русской жизни. Можно сказать, что Россия до Пушкина и Россия после Пушкина — это две разные страны.

И в этом смысле осознание всего послепушкинского развития
открывает новые и новые стороны в том, как было и что жило при Пушкине.

Но, вероятно, только с книгой Татьяны Рожновой, принципиально названной «Жизнь после Пушкина…», это осознание сформулировано столь отчетливо. 

Ведь всё же в понимании исторического положения, литературных процессов, да и житейских опытов, мы чаще глядим вперёд, от Пушкина, а между тем ретроспективный взгляд, как бы попятное движение, способны многое изменить в привычных, ещё при Пушкине складывавшихся стереотипах. Примеров немало. Это касается и тогда же, и во многом врагами, да часто и друзьями, сконструированной легенды, относящейся к обстоятельствам последней дуэли. Это касается и того, опять-таки стереотипного, образа жены поэта как молодой и пустоватой дамы света, влюбившейся в молодого красавца кавалергарда, в неё тоже якобы влюблённого.

А ведь лишь в уяснениях последнего времени такой образ поколеблен, и во многом как раз то, что мы узнали о её жизни после Пушкина (глубокая религиозность, преданность семейным началам, трогательное материнство, хорошая образованность) помогает узнать, что она значила и в жизни поэта. 

Автор книги не навязывает нам своих взглядов. Он помогает нам найти наш, собственный, призывая ещё раз непредвзято вглядеться в факты как хорошо, так и мало известные. И заново проникнуться истиной, стократно повторенной, — «Пушкин — это наше всё».

Н. Н. Скатов, 
директор Института русской литературы 
(Пушкинский Дом) Российской Академии наук, 
член-корреспондент Российской Академии наук,
2001 год


Наверх

 
  От автора  
 
Наталья Николаевна Пушкина Худ. В.И. Гау, 1842-1843 Акварель
Наталья Николаевна Пушкина 
Художник В. И. Гау, 1842-1843 
Акварель
Александра Петровна Ланская Фото, 1862
Александра Петровна Ланская,
старшая дочь Натальи Николаевны 
от второго брака
Фото, 1862
Cофья Петровна Ланская фото 1860-х годов
Cофья Петровна Ланская,
средняя дочь Натальи Николаевны 
от второго брака
Фото, 1860-е гг.
Елизавета Петровна Арапова,  урождённая Ланская, дочь Натальи Николаевны Неизв. худ., 1878 Холст, масло

Елизавета Петровна Ланская,
младшая дочь Натальи Николаевны 
от второго брака
Фото, 1860-е гг.

Судьба Натальи Николаевны ещё при жизни Пушкина занимала умы современников, рождая невероятное количество домыслов и кривотолков. Общепризнанная красавица, жена величайшего Поэта России, не обойдённая вниманием света, вызывала не только восхищение, но подчас и другие, не всегда благосклонные чувства.

Период жизни Натальи Николаевны, который так светло и молниеносно был прожит рядом с Пушкиным, период их встречи, помолвки, брака, рождения детей, период любви и счастья, вплоть до рокового выстрела на Чёрной речке, многократно описан как современниками Поэта, так и позднейшими исследователями.

Один из светских знакомых Пушкина — граф В. А. Соллогуб, в своих «Воспоминаниях» на склоне лет ностальгически восклицал: «Много видел я на своём веку красивых женщин, много встречал женщин ещё обаятельнее Пушкиной, но никогда не видывал я женщины, которая соединяла бы в себе такую законченность классически правильных черт и стана. Ростом высокая, с баснословно тонкой тальей, при роскошно развитых плечах и груди, её маленькая головка, как лилия на стебле, колыхалась и грациозно поворачивалась на тонкой шее; такого красивого и правильного профиля я не видел никогда более, а кожа, глаза, зубы, уши! Да, это была настоящая красавица, и недаром все остальные даже из самых прелестных женщин меркли как-то при её появлении. На вид всегда она была сдержанна до холодности и мало вообще говорила. В Петербурге, где она блистала, во-первых, своей красотой и в особенности тем видным положением, которое занимал её муж, она бывала постоянно и в большом свете, и при дворе, но её женщины находили несколько странной. Я с первого же раза без памяти в неё влюбился; надо сказать, что тогда не было почти ни одного юноши в Петербурге, который бы тайно не вздыхал по Пушкиной; её лучезарная красота рядом с этим магическим именем всем кружила головы; я знал очень молодых людей, которые серьёзно были уверены, что влюблены в Пушкину, не только вовсе с нею незнакомых, но чуть ли никогда собственно её даже не видевших!».

Такой Наталью Николаевну запомнили в период её расцвета, когда она была женой Поэта. Однако цель данной книги — обратить внимание читателя на малоисследованный период жизни Натальи Николаевны, жизни после гибели Пушкина. Увидеть её уже не женой, а вдовой Поэта, матерью малолетних детей, по существу, наедине со своим горем, одной среди родственников и знакомых противостоящей злословию света.

Выстроив в хронологической последовательности документальные свидетельства друзей и недругов, автор хотел полнее представить всю разноголосицу мнений и обилие противоречий, чтобы пристальнее вглядеться в эту трагическую судьбу. Помимо жизни самой Натальи Николаевны, прослеживается судьба её детей от брака с генералом Петром Петровичем Ланским, её внуков и правнуков, вплоть до наших дней. Книга представляет собой документально-художественное исследование, в котором автор предлагает читателю целый ряд впервые публикуемых документальных материалов из семейных архивов, любезно предоставленных:
— праправнуками Натальи Николаевны — Юлией Григорьевной Пушкиной (Москва), Александром Павловичем Араповым (Санкт-Петербург) и Клотильдой фон Ринтелен, урождённой графиней фон Меренберг (Висбаден);
— родственниками и потомками баронессы Евпраксии Вревской — Софьей Алексеевной Вревской, урождённой Ржевской, Александром Борисовичем и Ириной Борисовной Вревскими (Санкт-Петербург);
— потомком рода Загряжских (свойственником Натальи Николаевны по линии её матери) — Владимиром Львовичем Загряжским (Санкт-Петербург);
— потомками старшего брата вдовы Поэта Дмитрия Николаевича Гончарова — Александрой Николаевной Шведовой, урождённой Гончаровой, и её дочерьми Татьяной и Еленой; сёстрами Ольгой Сергеевной и Ксенией Сергеевной Любомировыми, Наталией Глебовной Гончаровой, Мариной Сергеевной Солюс (Москва); Евгенией Михайловной Гончаровой, урождённой Лужкиной (Санкт-Петербург);
— потомками по линии младшего брата Натальи Николаевны Сергея Николаевича Гончарова — Валентиной Александровной Жилиной, урождённой Булло, Натальей Борисовной Жемайтис, урождённой Паниной, Владимиром Евгеньевичем Берковым (Москва).
— невесткой внучки Натальи Николаевны — Надеждой Алексеевной Бибиковой, урождённой Ещенковой, и её дочерью Ольгой Григорьевной Макушиной (Пенза);
— родственниками Натальи Николаевны по линии Ланских-Араповых-Гончаровых — Аллой Михайловной Черевко, урождённой Бушек, и её дочерью Галиной Алексеевной Черевко (Кострома);
— потомком известного рода баронов Клодт фон Юргенсбург — Ольгой Александровной Крупниковой, урождённой Карпенко, и её дочерью Екатериной Львовной Балашовой (Санкт-Петербург);
— Николаем Львовичем Модзалевским — внуком крупнейшего исследователя-пушкиниста Бориса Львовича Модзалевского, Главного учёного хранителя Пушкинского Дома, одного из его основателей, член-корреспондента Академии наук.
Автор выражает им свою сердечную признательность.


Автор благодарит за сотрудничество и доброжелательность всех музейных и архивных работников, предоставивших для публикации необходимые материалы, в том числе директора Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, член-корреспондента РАН Николая Николаевича Скатова (Санкт-Петербург), главного редактора журнала «Нева» Бориса Николаевича Никольского (Санкт-Петербург), директора Всероссийского музея А. С. Пушкина — Сергея Михайловича Некрасова (Санкт-Петербург), директора Государственного музея А. С. Пушкина — Евгения Анатольевича Богатырёва, старших научных сотрудников этого музея Аллу Борисовну Рудневу и Наталию Георгиевну Чирвину (Москва), заведующую Музеем-квартирой А. С. Пушкина на Арбате — Лидию Петровну Малинину (Москва), генерального директора Государственной Третьяковской галереи — Валентина Алексеевича Родионова и первого заместителя генерального директора Лидию Ивановну Иовлеву, директора Государственного Эрмитажа — Михаила Борисовича Пиотровского, директора Государственного Русского музея — Владимира Александровича Гусева и заместителя директора по научной работе Евгению Николаевну Петрову, директора Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени — Ирину Алексеевну Егорову, директора Калужского областного художественного музея — Наталью Владимировну Марченко, сотрудников Калужского Краеведческого музея, сотрудников Мемориального историко-архитектурного и природного музея-усадьбы «Полотняный Завод», его директора — Елену Владимировну Назарову, и основателя этого музея — Диану Палладьевну Дундукову, являвшуюся директором Калужского Краеведческого музея с 1971 по 1991 год, главного хранителя Пензенской Картинной галереи им. К. А. Савицкого — Надежду Валентиновну Тархову, а также заслуженного работника культуры Нину Дмитриевну Валукину, являвшуюся главным хранителем Пензенской Картинной галереи с 1942 по 1997 год, главного хранителя фондов Пензенского Краеведческого музея — Юлию Николаевну Макарову, заведующую отделом научной пропаганды Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области — Татьяну Александровну Кайманову, заместителя директора Пензенского Музея народного творчества — Аллу Анатольевну Менькову, директора Краеведческого музея г. Ковылкино — Людмилу Николаевну Дворникову, директора Наровчатского Краеведческого музея — Наталью Викторовну Сивцову, всех сотрудников Наровчатского Дома детского творчества имени Н. Н. Пушкиной (Ланской), сотрудников музея Натальи Николаевны Пушкиной в Знаменке Тамбовской губернии, заместителя директора по научной работе Киевского музея русского искусства — Екатерину Игоревну Ладыженскую, кинорежиссёра-документалиста Константина Валентиновича Артюхова (Санкт-Петербург), исследователей-пушкинистов Рэдмону Георгиевну Жуйкову (Санкт-Петербург), Светлану Павловну Мрочковскую-Балашову (Болгария), Наталью Викторовну Архангельскую и Ларису Борисовну Сомову (Москва), Араксию Амбарцумовну Меликьян, Ивана Михайловича Филатова и Владимира Владимировича Дубеня, Сергея Петровича Демченко и Александра Юрьевича Качуру (Москва), Евгения Борисовича Рассказова (Пенза), фотохудожников Галину Сергеевну Лебедеву (Санкт-Петербург), Юрия Алексеевича и Данилу Юрьевича Нефёдкиных (Москва) и многих других сотрудников музеев и архивов, помогавших нам в работе над книгой.
Особая благодарность — Почётному адвокату России, доктору юридических наук, профессору Московского гуманитарно-экономического института, адвокату «Центральной коллегии адвокатов г. Москвы» Владимиру Ивановичу Сергееву, за оказание юридического обеспечения данного проекта.



Наверх

 
  SUMMARY

Книга Татьяны Рожновой «Жизнь после Пушкина: Наталья Николаевна и её потомки»

 
 

Настоящее документально-художественное исследование является плодом многолетнего кропотливого труда автора. Книга повествует о горьких годах вдовства Натальи Николаевны после гибели Пушкина, её втором замужестве, жизни её детей, внуков и правнуков от брака с Петром Петровичем Ланским.

Период жизни Натальи Николаевны, который так светло и молниеносно был прожит рядом с Пушкиным, уже многократно описан как его современниками, так и позднейшими исследователями.

Цель автора — подробнейшим образом рассказать о малоисследованном периоде жизни Натальи Николаевны, познакомить читателя с документами, дневниками, воспоминаниями, письмами, старинными фотографиями, сохранёнными её потомками и пролежавшими в безмолвии долгие годы. Особый интерес для читателя представляют впервые публикуемые материалы, предоставленные автору потомками вдовы Поэта.

Книга представляет собою богато иллюстрированное издание объёмом в 1056 страниц, в котором размещено 480 портретов и фотографий, многие из которых публикуются впервые. Размещённые на 4-х цветных вклейках, они дают реальное представление о действующих лицах и времени повествования.

Книга содержит специально для этого издания составленные автором впервые публикуемые родословные схемы старинных дворянских родов, которые имеют прямое отношение к судьбе вдовы российского Поэта и её потомков.

Подробнейшим образом составленные примечания с указанием хронологии событий и соответствующей нумерации страниц книги, помогут пытливому читателю быстро и без труда отыскать в конце книги использованный автором документальный источник.

Обложку издания украшает редкий портрет Натальи Николаевны кисти придворного художника Вольдемара Гау, выполненный в 1849 году по распоряжению императора Николая I для альбома Конногвардейского полка, которым командовал второй супруг Натальи Николаевны генерал Ланской.

Предисловие к книге написал директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук, член-корреспондент Российской Академии наук Николай Николаевич Скатов.

Книга воссоздаёт эпоху в лицах, событиях и документах. Пушкинскую эпоху. И эпоху после Пушкина. 

Наверх


 
  SUMMARY

«Life after Pushkin: Natalia Nikolayevna and her descendants» a book by Tatiana Rozhnova

 
 

 

The documentary-fiction study is the result of a long-term meticulous work of author. The book is about the bitter years of Natalya Nikolaevna’s life as a widow after Pushkin’s death, about her second marriage to Piotr Petrovich Lanskoi and about the life of their children, grandchildren and great-grand children.

The contemporaries of Pushkin and later different authors repeatedly described the bright and lightning years of Natalya Nikolaevna’s life with Pushkin. The aim of the author is the detailed story about the little-known years of Natalya Nikolaevna’s life. 

The author acquaint a reader with documents, diaries, memoirs, letters and old photos from archives of her descendants. 

First published materials kindly given to author by the descendants of Natalya Nikolaevna are of the particular interest for a reader. 

The richly illustrated publication comprises 1056 pages including 480 portraits and photos, the most part are first published. They are shown on four coloured plates and give a real picture of the described period of time and characters.

The book contains first published genealogical trees of the old noble families closely connected with the fate of Natalya Nikolaevna and her descendants. The author specially drew these genealogical trees for the edition.

The detailed annotation in the end of the book with chronology of events and correspondent numbers of pages will help a searching reader to find quickly and without difficulty the documentary source used by author.

On the cover of the book is the rare portrait of Natalya Nikolaevna painted in 1849 by Voldemar Gau, the court painter of the Tsar Nikolai I. 

The portrait was drawn by the order of Nikolai I for the album of the Horse Guards under the commander of the General Lanskoi, the second husband of Natalya Nikolaevna. The introduction to the book was written by Nikolai Nikolaevich Skatov, the Correspondent Member of the Russian Academy of Sciences and the Director of the Institute of Russian Literature (Pushkin House).

The past epoch is reconstructed in the book in the characters, events and documents. Pushkin’s epoch. And the epoch after Pushkin.

 


Наверх

 

 


 

   
Rambler's Top100 Вернуться на предыдущую страницу
©Татьяна Рожнова, Москва - Санкт-Петербург, 2013 г. Дизайн и разработка сайта - Елена Помелова